Детский сад "Рябинушка" г.Шумиха Курганской области

Мой весёлый звонкий мяч

П Р А К Т И К У М

для родителей, детей  раннего и младшего дошкольного возраста.

 «Мой весёлый звонкий мяч»

Практикум провела: Жукова Н.Е. – воспитатель

физической культуры.

 

1. Сообщение темы

Ведущий (воспитатель по физической культуре) обращает внимание участников практикума на то, что каждого человека ежедневно окружает множество вещей. Они так органично и прочно входят в жизнь, что никто почти не задумывается над их происхождением. Между тем истории знакомых предметов бывают весьма любопытными.

Возьмём, к примеру, мяч.

2. Разминка

Цель: Включение в работу, создание доброжелательного настроения.

Родители и воспитатель сидят на стульях в кругу. Воспитатель(ведущий) предлагает каждому представиться и назвать сказочного героя, имя которого начинается с любого звука, входящего в состав его имени. Представившись и назвав слово, участник передаёт мяч по кругу.

3. Из истории мяча

 Ведущий предлагает родителям взглянуть на мяч и представить, с чем могли сравнивать мяч наши предки. После того как прозвучит ответ о сходстве мяча с солнцем или луной, воспитатель перебрасывает мяч одному из участников, предлагая подумать над тем, с чем древние люди сравнивали траекторию движения мяча (с траекторией солнца на небосводе).

Рассказ ведущего:

С незапамятных времён мяч был известен многим народам как священный предмет. По мнению индейцев Северной Америки, мяч изображал солнце, а действия с ним представляли собой магические ритуалы. Как к магическому предмету относились к мячу и в Японии. Его вытачивали из дерева, украшали разноцветными нитями, сплетали их в красивые узоры. Древние греки также наделяли мяч волшебной силой. Они шили мячи из кожи, набивали их мхом и перьями.

Одними из первых мяч в ином качестве стали использовать жители Римской империи. Там кроме кожаных мячей, наполненных зернами инжира, появились первые стеклянные шары для одиночных игр.

Позднее в других странах для изготовления мячей использовались разные материалы: шкуры животных, тростник, ветошь, дерево и др. В Европу резиновый мяч попал из Центральной Америки. Его привезли в Испанию матросы Христофора Колумба. Местные индейцы делали мяч из смолы, которую добывали из разреза деревьев и называли «качучу» (от слов каа – «дерево»  и о-чу – «плакать») Нам эта смола известна под названием «каучук». Форма мяча всегда была одинаковая – круглая. Исключение составил только мяч для регби. Английский торговец из города Регби, любивший играть в мяч с таким же увлечением, как и другие жители города, однажды обшил кожей мочевой пузырь свиньи. Мяч получился прочным и легким, но продолговатой формы.

В России мячи известны давно. К примеру, 13 век. Дети играли кожаными мячами разного размера, в 14 столетии в деревнях – легкими мячиками из бересты или тяжелыми, свернутыми из тряпок. Для миллионов людей мяч был и остаётся одной из первых и необходимых игрушек. И неудивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики руки, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. Ещё труднее переоценить значение мяча в развитии социальных навыков ребёнка. С его помощью малыш осваивает мир отношений, учится взаимодействовать с другими людьми.

С годами меняются материалы, из которых изготовляется наша любимая игрушка, совершенствуется дизайн, но незаменимыми остаются те волшебные свойства мяча, которые помогают играть, тренировать, говорить, дружить.

Ведущий: В какой степени в наши дни используется воспитывающий и развивающий потенциал игр с мячом? Об этом мы и решили поговорить с нашими детьми, задав им вопросы, например такие: «Расскажи о своих игрушках», «Какая у тебя любимая игрушка?», «Есть ли среди твоих игрушек мяч?», «Расскажи, какой у тебя мяч», «В какие игры с мячом ты играешь? С кем?», «Есть ли у вас мяч в группе?», «В какие игры вы играете в детском саду?».

Демонстрация видеоролика. Обсуждение.

Игры и игровые упражнения с мячом в работе с детьми.

Цель: Познакомить с играми и игровыми упражнениями с мячом, которые способствуют речевому и физическому развитию ребёнка.

Игры для детей раннего возраста.

« Спой, как я!»

ЦЕЛЬ: Развивать длительный выдох; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении (к взрослому) в положении сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперёд.

Описание: Взрослый катит мяч ребёнку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, Ы), эмоционально побуждая его повторять свои действия. Ребёнок повторяет заданный звук и катит мяч взрослому.

«Назови ласково!»

Цель: Содействовать произнесению уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая его к груди.

Описание: взрослый называет слово, например кот (домик, белка и др.), просит ребёнка произнести ласково ко-о-тик и передать ему мяч. Ребёнок произносит слово ласково и передаёт мяч взрослому.

«Кто как кричит?»

Цель: Развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить уверенно и точно бросать мяч взрослому и ловить его»

Описание: Взрослый обращается к малышу: «К тебе в гости пришла киска. Как она тебя зовёт?» - и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, отвечает взрослому и бросает ему мяч.

«Найди мячику домик?»

 Цель: Учить развивать и называть основные цвета, прокатывать мяч, соблюдая направление и постепенно увеличивая расстояние между ребёнком и воротами.

Описание: Взрослый показывает ребёнку три «домика» красного, синего,  зелёного цвета. Затем он предлагает прокатить мяч красного цвета в красный домик, синий мяч – в синий и.т.д).

Взрослый задаёт вопросы: «Какого цвета твой мяч?, «В какой домик он покатится?» , «Какого цвета этот домик ? и т.д.»

«Четвёртый лишний»

Цель: Закреплять представления о величине и учить отталкивать (катить) мяч пальцами обеих рук или кистью.

Описание: Взрослый показывает малышу четыре мяча (три больших, один маленький) и предлагает найти лишний. После того как ребёнок объяснит свой выбор, взрослый предлагает ему скатить «лишний» предмет по наклонной поверхности.

Игры для детей младшего дошкольного возраста.

«Знатоки»

Цель: Расширять словарный запас; учить бросать мяч вверх и ловить его - несколько раз без остановки - двумя руками.

Описание: Взрослый предлагает ребёнку, подбрасывая мяч, назвать три (пять) предметов к обобщающему понятию, например: «Я знаю три (Пять) овоща . Капуста раз…И т. д.

«Один – много»

Цель: Закреплять употребление существительных множественного числа в родительском падеже; закреплять умение передавать (или перебрасывать) мяч из рук в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами).

Описание. Взрослый передаёт мяч ребёнку и предлагает продолжить фразу: «У меня один карандаш, а у тебя много чего?». Ребёнок принимает мяч, отвечает на вопрос (карандашей) и передаёт мяч взрослому.

«Слово заблудилось»

Цель: Учить подбирать рифму к слову; закреплять умение уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его (при ловле руки следует вытягивать вперёд, округлив пальцы, а поймав, сгибать, подтягивая мяч к себе, но не прижимая его к груди).

Описание: Взрослый предлагает ребёнку найти «пропавшее» слово и бросает ему мяч. Ребёнок отвечает и бросает мяч взрослому.

Взрослый: Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла……(бросает мяч)

Ребёнок (ловит мяч и отвечает) Зима.

Аналогично:


Руки мыть пошла Людмила.

Ей понадобилось…. (мыло)

«Я в зелёнку угодил!» -

Горько плачет …..(крокодил)

Едет он на двух колёсах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой…. (велосипед)


 «Загадки»

Цель: Формировать навык образования сложных слов; закреплять умение отталкивать мяч пальцами, оценивая направление и рассчитывая силу толчка.

Описание: Взрослый предлагает отгадать слово, которое состоит из двух других слов. Если ребёнок догадался, взрослый катит ему мяч. Ребёнок отвечает и, отталкивает мяч пальцами, возвращает его взрослому. Например: сам, летать = самолёт; сам, варить =самовар; листья, падать = листопад; овощи, резать = овощерезка и т.д.

Практикум для родителей подготовлен по материалам

журнала «Здоровье дошкольника» №4 -2011г., стр.33-35.

 

3 мая 2013 в 13:07

Прикреплённые файлы:

Документ: Мой весёлый звонкий мяч

Описание файла:

Файл называется: malyshi-moi-ves-lyi-zvonkii-mjach_25gi6.doc

Это официальный файл организации «Детский сад "Рябинушка" г.Шумиха Курганской области», в нём содержится Мой весёлый звонкий мяч.

Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.