Детский сад "Рябинушка" г.Шумиха Курганской области

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Насекомые" (средняя группа).

Диагноз: заикание.

Цели занятия:

1. Формирование обобщающего понятия «Насекомые».

2. Учить детей употреблять в речи слова во множественном числе, согласовывать существительные и прилагательные; числительные с существительными, употребление предлога «на», «под».

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые».

Коррекционно-развивающие задачи: развитие слухового внимания, координации слуха и голоса, развитие дыхания, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов, координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

а) воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительность и плавность его);
б) воспитание легкой и своевременной подачи голоса;
в) воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений;

г) воспитание доброго отношения к насекомым.

Оснащение:

1. Игрушки насекомых.

2. Картинки насекомых.

3. Сухой бассейн (развитие мелкой моторики).

4. Шапочка Муравья.

5. Пластилин.

6. Бабочка на ниточке.

7. Пластилиновая раскраска.

 Ход занятия

 

1. Организационный момент.

 Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотри, сколько вокруг цветов. Давай с тобой их понюхаем.

Дыхательная гимнастика – вдох носом на выдохе проговариваем:

-пахнут;

-приятно пахнут;

-очень приятно пахнут.

2. Самомассаж лица.


Движения для мышц ЛБА

 Умываясь, кот лохматый

Гладит лоб пушистой лапой

От серединки к ушкам,

Растущим на макушке.

 А теперь мохнатой лапкой

Он стучит в другом порядке:

От ушек к середине лба

Туда-сюда, сюда-туда.

Вновь упрятав коготки,

Гладит лобик и виски.


 Движения вокруг круговых мышц ГЛАЗ от переносицы к вискам

 Озорной мохнатый пёс

Потирает лапой нос:

После утренней прогулки

Пёсий нос совсем замёрз.

Трёт по кругу пятачок,

А затем потрёт бочок.

Отогрелся пёсий нос,

Несмотря на злой мороз.


Движения по мышцам ЩЁК от крыльев носа к вискам

 Жук усатый усики разглаживает,

Ровно и старательно их приглаживает.

С середины губ он ведёт игриво,

Чтоб лежали усики ровно и красиво.

 

Движения от середины ПОДБОРОДКА к ушам

 Козлик бородатый, с бородой играя,

Подбородок весело растирая,

По бородке ласково проводил,

К концу уха бороду выводил.

 

3. Сообщение темы занятия.

Кто здесь будет лишним? И почему (Жук-это насекомое).

На доску вывешиваются картинки насекомых.

Посмотрите и назовите, кто это?( называет: бабочка, жук, стрекоза, пчела, муха, оса, муравей, кузнечик, комар.)

Как назвать одним словом? (Насекомые.)

Кто из этих насекомых ползает, а кто летает, прыгает? ( называет насекомых и распределяет их в группы — ползущие, летающие, прыгающие.)

78610d3a14bf5fc75722782f35864000.jpg

А какие  насекомые приносят пользу людям? (Пчела — мед, муравей — санитар леса.) Кто из насекомых жалит, кусает?

 4. Артикуляционная гимнастика. «Прекрасная Обжорка»

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон. (Сжать двумя пальцами губы в "хоботок")

a1111e2eb593454d27c272cd52d73a3c.jpg

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.
(«Улыбочка» - губы удерживаются в улыбке.Зубы не видны)

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
- Ах! Какой вежливый слон!
Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала гусеничка. - Ой, какой у меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.
(Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.Потом узкий напряженный язык выдвинуть вперед)

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.
(«Почистим зубки» - рот закрыть, круговыми движениями языка провести между губами и зубами; «Посчитаем нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается)

Затем Обжорка немножко посердилась,
(«Киска сердится» - рот открыть.Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх)

свернулась катушечкой и сладко уснула.
(«Катушка» - рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края при жать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта)

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.
(«Качели» - Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам)

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

5. Упражнение на дыхание « Бабочка».

6. Пальчиковая игра « Пчела».

7. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Я бросаю  мяч и задаю вопрос, а ты отвечай и бросай мяч обратно мне.

Жук какой?

Ребенок. Большой, рогатый и т.д.

8. Физкультминутка « Муравей» Упражнение на координацию движений с речью.

А я муравей,

Всех на свете сильней. (руки в стороны, к плечам)

Строю домик из соломы, (руки над головой, пальцы вместе)

Не жалею лаптей. (руки на поясе, показываем « лапти»).

 9. Дидактическая игра «Один — пять»

Логопед

один комар
одна оса
один жук
одна пчела
одна стрекоза
один кузнечик
один муравей
одна муха
одна бабочка

Ребёнок

пять комаров
пять ос
пять жуков
пять пчёл
пять стрекоз
пять кузнечиков
пять муравьёв
пять мух
пять бабочек

Расскажи, какие из этих насекомых жужжат? пищат? стрекочут? (Жужжит жук, комар пищит, кузнечик стрекочет.)

10.  Составление предложений с предлогами «НА» и «ПОД».

Бабочка – шалунья решила полетать, где она сидит?

(Бабочка сидит НА столе…ПОД стулом…)

11.  Сухой бассейн.

Насекомые решили от нас спрятаться, а мы их найдём.

e3851b653060c039b1aa06cfdb4b6cf5.jpg


b8ee5d2a6d1030df0f1b6d9d359dac0c.jpg

Я нашёл муравья…

12.  Развитие мелкой моторики (под спокойную музыку). Сейчас мы с тобой будем раскрашивать божью коровку, но не красками и не карандашами, а пластилином.

13. Итог занятия.

22 апреля 2013 в 08:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.